Качество услуг автосервиса, предоставляемое на фирменных СТО, напрямую зависит от квалификации персонала – мастеров, слесарей, диагностов и даже мойщиков. Но в стране существует серьезная нехватка сотрудников для современного автосервиса.
Чтобы разобраться в причинах сложившейся ситуации и найти пути ее решения, «Автоцентр» собрал представителей автомобильных компаний, отвечающих за подбор персонала, на «круглый стол». В ходе дискуссии оказалось, что автодилеры справляются с данной проблемой самыми различными методами но, к сожалению, в одиночку.
Куда делись слесари?
Рост продаж новых автомобилей создал значительные проблемы для работников сервиса. Кроме постройки новых мощностей и закупки оборудования для возросшего количества машин, необходимо увеличить число обслуживающего персонала. Причем для предоставления качественных услуг люди должны быть профессионально подготовлены, знакомы с устройством и работой сложных систем современных машин. По словам Ольги Глушко из «Атлант-М», раньше в этой области не существовало сильной конкуренции, поэтому не было смысла готовить специалистов для сервисных компаний, обучать персонал и повышать его квалификацию. Людей, готовых учиться оказывать качественные услуги, стало меньше. Именно в это же время произошел технологический скачок в автомобилестроении – машины оснащаются сложной электроникой, которая требует серьезных знаний у специалистов, более высокого уровня ответственности, другого подхода к ремонту.
Дефицит и зарплаты
Уровень зарплат квалифицированных специалистов автосервиса часто превышает зарплаты менеджеров среднего звена. Хороший автоэлектрик, разбирающийся в автомобилях премиум-марок, диагност или колорист получает в среднем около 2 тысяч долларов. Так что мнение, что слесарь не может много заработать, неверно.
Хороший автоэлектрик, диагност или колорист на СТО премиум-марок получает в среднем $2 тыс. в месяц.
Такая заработная плата – результат дефицита квалифицированных специалистов. Сегодня самый быстрый метод заполучить необходимого сотрудника высокой квалификации – перекупить его, то есть найти нужного человека у конкурентов и предложить ему более высокий оклад. И так делают многие автосервисные предприятия. Однако Игорь Стахорский из «Ауди Центр VIPOS» уверен, что если сегодня вы перекупили человека, завтра его перекупят у вас. Поэтому компания на рынке труда дефицитных профессий автосервиса должна постоянно повышать мотивацию человека. А это уже становится вопросом рентабельности и целесообразности сервиса для компании. Ведь до сих пор в нашей стране выгоднее заниматься продажей автомобилей, чем их обслуживанием, хотя эта тенденция начинает меняться. По словам Валентина Яковлева из «Прага Авто», соотношение доходности сервиса и продаж на Западе уже составляет 85% на 15% соответственно, а в Украине пока что 50% на 50%.
«В развитых странах большая часть людей работает именно в сфере обслуживания. За этим будущее, – говорит Игорь Стахорский. – А у нас многие учебные заведения готовят в основном экономистов и юристов. Было бы в Киеве не одно ПТУ, а три – пять, мы бы оттуда черпали в дальнейшем молодых специалистов».
Представитель учебного заведения согласился с мнениями работодателей. Преподаватель Университета «Украина» Вячеслав Батальянец сказал: «Мы готовим специалистов разных категорий в зависимости от сроков обучения. Однако многие из тех ребят, которые учатся за деньги, не хотят заниматься, – на них особой надежды нет». Ольга Пономаренко из «Автоцентр Киев» уверена: «Люди пойдут учиться в ПТУ только тогда, когда поймут, что эта профессия престижна, а в перспективе – высокооплачиваема. Надо делать социальную рекламу рабочих профессий».
Готовим сами
Поскольку уровень подготовки специалистов в отечественных профессионально-технических учебных заведениях довольно низкий и отстает от развития современных технологий, многие компании, нуждающиеся в персонале для СТО, начали напрямую работать с ПТУ, колледжами и институтами. Валентин Яковлев из «Прага Авто» поделился собственным опытом: «Мы нашли, на наш взгляд, самый приемлемый вариант – готовим для себя молодых ребят с последнего курса ПТУ тех специальностей, которые нам нужны на данном этапе». Компания создала в училище обучающий класс, на конкурсной основе отобрала группу выпускников и обучает их различным знаниям, навыкам – всему, начиная с истории марки автомобилей и заканчивая принципами работы на современном сервисе. Они проходят практику в классе, который оснащен современной техникой, именно той, с которой столкнутся в реальном сервисе. Эти ребята быстрее адаптируются на СТО, потому что они ходят на практику, понимают, чего мы от них требуем, учатся обращаться с инструментами, с автомобилем, знают, какие навыки им нужны, существующую у нас систему оплаты и мотивации. Они знакомятся с сервисом изнутри, не по книжкам и учебникам. «Решение данной проблемы я вижу именно в подготовке молодых специалистов своими силами, – говорит Валентин Яковлев. – Пока неизвестно, оправдает ли он себя. Но уже сейчас понятно, что если мы сами не организуем подготовку людей, то останемся без специалистов. Своим примером, возможно, мы подтолкнем отечественные учебные заведения на правильный путь, и они наконец начнут нормально работать и выпускать востребованных специалистов».
В возрасте после 30 лет люди ищут не только зарплату, а еще и стабильность.
Подобный опыт есть и у компании, развивающей сеть СТО. Инесса Найдовская из Valmi Avtomotive рассказала, что они заключили договор с ПТУ об обучении специалистов для СТО. «Когда возник вопрос «кто будет учить?», мы поговорили с нашими поставщиками (запчастей). Они согласились обучать наших преподавателей из ПТУ, чтобы те смогли учить студентов. Преподаватели прошли конкурсный отбор, сейчас мы их учим иностранным языкам, и через год планируем, что они поедут на обучение».
Существенный минус такого метода подготовки отметила Ольга Пономаренко из компании «Автоцентр Киев»: «Возможно, для монобрендового автосервиса это выход. Но что делать мультипродуктной компании, у которой около десятка марок? Превратиться из организации, торгующей автомобилями и предоставляющей сервисные услуги, в обыкновенный институт или обучающий центр? Это тоже не панацея».
Из гаража – в стабильность
Еще один источник кадров для автосервиса – частные мастерские или гаражи, в которых ремонтируют автомобили. Оксана Нестерова из «АВТ Бавария» говорит: «Очень часто высококлассные и грамотные специалисты приходят из гаражей. Их нужно кое-чему доучить, немного переучить, и тогда они работают великолепно». Станислава Стефановская уточняет, что люди после 30 лет ищут не только зарплату, а еще и стабильность. Поэтому они готовы перейти из гаражей в сервис, где комфортные условия труда, сервисный пакет, запись в трудовой книжке. «Статус компании, перспектива карьерного и личностного роста, социальная защищенность очень важны и для молодых специалистов, – отмечает Наталья Сухачева из «АвтоКапитала». – Некоторые из них в течение испытательного срока готовы работать даже бесплатно. Но все наши работники за качественный труд получают достойное вознаграждение».
«Если в компании есть вакансия, в первую очередь мы объявляем конкурс внутри компании, работники присылают свои заявки, резюме, – говорит Оксана Нестерова. – Таким образом, помощники слесарей дорастают до мастеров и начальников участков. Перспектива роста – это очень хороший стимул для работников».
«В этой сфере очень важно планирование карьеры, система мотивации, аттестации, – рассказывает Станислава Стефановская. – Перспектива на будущее очень важна. В профессиях, которые сегодня считаются непрестижными, плановость развития нельзя недооценивать. И каждая компания старается создать свою систему развития».
*
Комментарии
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи