Число случаев обнаружения в Латвии автомобилей, разыскиваемых за рубежом, в самом ближайшем будущем резко увеличится, пообещал на пятничной конференции начальник Криминальной полиции Риги Инт КЮЗИС. Некоторым честным автовладельцам придется пережить неприятные мгновения, минуты, часы и дни.
В сентябре во всех странах Шенгенского договора, включая Латвию, полиция и другие правоохранительные органы начали использовать базу данных SIS FOR ALL по оперативному обмену информацией о разыскиваемых лицах и вещах. В результате многие добропорядочные покупатели могут внезапно узнать, что ездят на автомобилях с темным юридическим прошлым. От риска приобрести "паленую" машину застрахованы, пожалуй, лишь клиенты салонов официальных дилеров.
Управление Криминальной полиции г. Риги в этом году уже возбудило 126 уголовных процессов, в рамках которых выявлено 30 автомашин с "плохой репутацией" — подделанным номером шасси или приобретенными за рубежом в лизинг и незаконно реализованными. Это — информация по столице. В регионах подобные процессы также есть в производстве. Так, полиция Огре выявила восемь "темных" машин. Каждый год число дел такого рода увеличивается, и фигурируют в них все марки автомобилей, но чаще — новые и дорогие модели.
Существует несколько основных схем, которыми пользуются нечестные торговцы. О них & рассказал начальник "угонного" отдела Управления Криминальной полиции ГУП Риги Андрис Стурайнис.
Проблемы в рассрочку
Машина приобретается в лизинг в одной из стран "старой" Европы. Договор оформляется на подставное лицо, делается первый взнос. Сразу же после этого автомобиль отправляется в другое государство, например, в Латвию. Здесь он продается ничего не подозревающему благонамеренному покупателю. Приобретение оформляется в обычном порядке в Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД) и имеет все признаки легальной сделки, ведь используются настоящие номера и документы.
Служба регистрации не всегда имеет возможность проверить информацию о действительном статусе автомобиля, поэтому совершает перерегистрацию, убедившись лишь в том, что машина не числится в розыске. Неприятности возникают позже, когда лизингодатель где-нибудь в Бельгии или Франции начинает искать клиента, который вдруг исчез и перестал платить по графику. Объявляется международный розыск и вещи, и клиента. Аналогичная схема работает и с автомашинами, взятыми напрокат.
Схема вторая
В ней используется перебивка номера шасси на краденом автомобиле. Наугад номер уже не вбивают — он несет в себе код, и каждый символ имеет свое значение. Поэтому сегодня на вооружении способ трудно выполнимый, но более надежный. Злоумышленники покупают разбитую, идентичную ворованной, но "чистую" машину. Из нее вырезается часть кузова, содержащая номер шасси, и вваривается в украденную машину. Подобные переделки сложно выявить на сверке номеров в ДБДД — для этого необходимо разобрать полмашины. К тому же в том случае, если битый автомобиль был зарегистрирован в Латвии, повторная сверка при перерегистрации сегодня не обязательна. В скором будущем ДБДД планирует проводить сверку номеров при каждой перерегистрации автомашины.
Схема третья
Самая брутальная — на краденый автомобиль набивают идентификационные номера, присвоенные на заводе одной из вполне легальных машин. Затем на ворованное авто подделываются документы, содержащие легальные данные. Таким образом по Европе разъезжают машины-двойники, главное, чтобы они находились в разных странах.
Пострадавшие
Представитель Международной ассоциации по расследованию автокраж в Латвии Александр Демин (возглавляет также фирму Info Riga, представляющую Национальное бюро криминальных расследований страховых случаев) рассказал &, что в организацию обращаются юридические и физические лица из-за рубежа, если правоохранительные органы на территории Латвии уже обнаружили разыскиваемый автомобиль.
"Мы не занимаемся поиском, а представляем законные интересы потерпевших здесь, в Латвии, обеспечивая передачу похищенного имущества собственнику. Если пострадала латвийская сторона и машина обнаружена за рубежом, мы тоже содействуем".
Бомба замедленного действия
В данный момент идет разработка нормативных актов, регулирующих процесс регистрации и купли-продажи автотранспорта в Латвии. В этом есть необходимость ввиду отсутствия четких правил, которые позволили бы рядовому жителю обезопасить себя от покупки "нечистого" автомобиля. А такой риск существует по ряду объективных причин.
"С сентября ДБДД использует ресурсы SIS FOR ALL при первой регистрации автомобиля в Латвии. На сегодняшний день есть устное соглашение с полицией о проверке машин и при повторных регистрациях. До этого мы использовали только международную информационную базу Eucaris, которая создана для обмена актуальной информацией о юридическом статусе автотранспорта, в т.ч. о его владельце, — говорит Эдгар Ошиниекс, замначальника отдела регистрации ДБДД. — Но службы нескольких стран Европы, а именно Франции, Италии и Швейцарии, не предоставляют актуальной информации другим странам в этой системе. Поэтому с началом активного использования SIS FOR ALL случаев выявления автомобилей с сомнительным юридическим статусом станет больше".
Без машины и без денег
Обладателю такой машины это грозит массой неприятных открытий. Во-первых, рано или поздно он узнает о темном прошлом своего авто. Поводом для этого может стать любое событие, влекущее за собой проверку транспортного средства: нарушение правил дорожного движения, пересечение границы или даже ремонт автомашины в дилерском автосервисе. Во-вторых, с автосредством придется расстаться и вернуть его настоящему владельцу. И, наконец, если "темная" машина приобретена в лизинг, участь добросовестного покупателя усугубляется необходимостью рассчитаться со своей лизинговой компанией и после изъятия автотранспорта.
Согласно латвийскому уголовному и гражданскому законодательству пострадавший может требовать через суд возмещение у лица, продавшего ему "паленый" автомобиль.
Но это возможно лишь в том случае, если заключен заверенный у нотариуса договор купли-продажи с продавцом, в котором указана реальная стоимость автомобиля. Увы, наличием такого документа могут похвастаться не многие, ибо подавляющее большинство сделок по-прежнему заключается на автоплацах.
Проверка на дорогах
Заместитель начальника Криминальной полиции ГУП Риги Андрей Гришин отмечает: автоплацы не заинтересованы в сотрудничестве с компаниями, проводящими проверку и идентификацию автомашины.
В свою очередь Сергей Зуев, директор Latgales Auto, убежден, что человек, торгующий подержанными машинами, не обязан быть экспертом. "Он имеет те же возможности при приобретении машины за рубежом, что и любой покупатель в Риге. Насколько мне известно, даже техническая экспертиза машины в полиции проводится не за один день. Выставленные на продажу машины клиент может проверить по всем параметрам. Согласно правилам импорта и торговли автомашинами торгующая фирма обязана только провести сверку номеров ввезенных автомашин в ДБДД".
И сертификат в придачу
Поэтому именно покупателю следует учитывать все возможные риски и не скупиться на проверку авто. В Риге уже действуют частные компании, предоставляющие услуги по идентификации автомашины, исследующие ее историю и документацию.
Председатель правления такой фирмы AR-Control Вячеслав Белоусов сообщил, что идентификация автотранспорта стоит более 100 латов для легковых автомашин. Комплексная проверка происхождения и легальности ввезенного из-за рубежа транспортного средства, исследование идентификационных номеров (VIN) на изменение, определение скрытых повреждений, установление его объективной рыночной стоимости стоит 135 латов.
По его словам, компания использует высокотехнологичное оборудование, позволяющее определять несоответствия или изменения в идентификационных номерах и проведенные ремонтные работы. Сотрудничество с международной ассоциацией компаний подобного профиля дает возможность легально получить достоверную и подробную информацию о любой машине, экспортируемой из стран Европы, США и Канады.
"После проведенной проверки AR-Control выдает сертификат, и если впоследствии выясняется, что заключение было ошибочным, мы обязуемся полностью компенсировать стоимость автомобиля, — говорит В.Белоусов. — Наш результат: 37,5% проверенных компанией транспортных средств имеют юридические недостатки".
*
Комментарии
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи