Не секрет, что эксплуатация двигателя внутреннего сгорая (ДВС) постепенно приводит к его износу, а это оборачивается изменением сбалансированности, девиацией показателей двигателя, нарушением его мощностных и экологических характеристик, появлением недокументированных расходов эксплуатационных жидкостей и деталей. Двигатель «стареет» и в конце концов «умирает».
Перед учеными уже давно стоит задача повышения ресурса двигателя с целью продления срока его эксплуатации. Решить эту задачу можно прямо на этапах проектирования и изготовления ДВС – подбором более качественных износостойких материалов, но это приведет к повышению стоимости ДВС. Наука нашла другой путь: он сводится к применению защищающих и восстанавливающих составов – так называемых протекторов. Поскольку этот вопрос еще мало известен широкому кругу, поговорим об этом немного подробнее.
Пара слов о факторах износа ДВС
Любой ДВС в процессе эксплуатации потребляет топливо и воздух, выделяя химическую энергию в виде тепла. Тепло преобразуется в механическую энергию движения деталей, между поверхностями которых всегда происходит трение.
Для снижения трения в ДВС предусмотрена специальная система смазки. Она позволяет избежать непосредственного контакта деталей за счет создания между ними стабильного масляного слоя с толщиной, превышающей величину шероховатостей на поверхности этих деталей. Это гидродинамическое трение. С ним потери на сопротивление движению могут падать до 1-0,1% (и даже менее) от внешней нагрузки, что в разы ниже значений, типичных для сухого трения. Если же размер масляной пленки оказывается слишком тонким или нестабильным, то имеет место граничное трение. Именно сухое и граничное трение – главные факторы, негативно влияющие на «здоровье двигателя». С ними износ ДВС особенно ощутим. Но помимо этого существует и естественный износ, обусловленный недостаточной чистотой поступающих в ДВС топлива и воздуха. Невозможно исключить и попадание пыли из внешней среды, также негативно влияющее на ДВС. Таким образом, мы видим целый комплекс проблем, которые требуют нестандартного решения.
О принципах работы протекторов ДВС
Во-первых, отметим, что протекторы (в отличие, например, от присадок к моторным маслам) не изменяют свойств моторного масла. Масло выступает только в качестве транспорта, доставляющего протектор к трущимся деталям.
Во-вторых, протектор – это комплексный подход. В результате действия протекторов происходит:
- очищение двигателя от накопившихся загрязнений, вызванных попаданием пыли из внешней среды (через воздух и с топливом), недогоревшими остатками топлива, следами коррозии материалов внутренностей ДВС и так далее;
- выравнивание трущихся поверхностей за счет применения шлифующих компонентов;
- «залечивание» выработок, царапин и иных нарушений геометрии трущихся деталей, неизбежно образующихся в процессе эксплуатации ДВС и препятствующих созданию качественного масляного слоя, необходимого для реализации гидродинамического режима трения.
Все это восстанавливает двигатель до состояния, задуманного его конструкторами, защищает ДВС от новых повреждений и значительно снижает трение. Звучит невероятно, но с результатами стендовых испытаний не поспоришь – протекторы действительно справляются со своими задачами.
Развитие протекторов для ДВС оказалось возможным лишь в последние годы, благодаря достижениям супрамолекулярной химии. Непростую задачу поиска и выявления поврежденных участков ДВС ученые решили с помощью супермолекул, которые сами распознают места, требующие «ремонта», и оставляют в них нужные активные компоненты протектора. Эти «умные» компоненты – основа протектора и его главный секрет.
Протектор TITAN28
Одной из главных научных разработок 2018 года стал проект российских ученых – протектор TITAN28. На данный момент это единственный протектор, успешно прошедший все испытания и уже ставший доступным потребителям. Во многом это заслуга руководителя данного проекта – Александра Черепанова.
В состав протектора TITAN28 входят следующие компоненты:
- моющие компоненты на основе поверхностно-активных веществ;
- шлифующие компоненты на базе наноалмазов, полученных детонационным методом;
- плакирующие компоненты, нанокерамические материалы;
- «состав №28» – супермолекулярный кластер, способный обнаруживать на химическом уровне металлические поверхности, обладающие недостатком смазки, задерживаться в них, переносить и включать в работу остальные компоненты протектора.
Для применения TITAN28 следует добавить данный состав в разогретый ДВС (в отверстие для доливки масла) и дать двигателю поработать еще не менее 15 минут, чтобы состав равномерно распределился по двигателю. Номинальная эффективность достигается через 500 км пробега и сохраняется на протяжении примерно 30 000 км (даже при смене моторного масла).
TITAN28 до 2-3 раз продлевает ресурс ДВС и предназначается для автомобилей с пробегом более 60 000 км. Его применение восстанавливает изношенные детали, снижает трение и биения трущихся элементов двигателя, улучшает качество сгорания топлива, повышает динамические характеристики двигателя, снижает расход топлива (до 15%) и масла, повышает чистоту выхлопа и снижает шум.
Многочисленные испытания проектора TITAN28 подтвердили его эффективность и безопасность для применения в бензиновых и дизельных, атмосферных и турбированных ДВС. Применение TITAN28 не рекомендовано только для двухтактных двигателей со смешанной системой смазки (когда моторное масло добавляют в бензин) в связи с усилением горения топлива, которое может привести к перегреву таких двигателей и появлению калильного зажигания. Безопасность всегда остается на первом месте.
Создание протектора TITAN28 – это настоящий прорыв отечественной науки. TITAN28, обладающий высокой эффективностью восстановления и защиты механической подсистемы ДВС и в то же время отличающийся простотой применения и малой стоимостью, оказывается более эффективным решением, чем присадка в моторное масло – это заметно как по стендовым испытаниям, так и по отзывам автовладельцев, уже испытавших данный протектор. Безусловно, это большая победа нашей научно-технической мысли.
Купить TITAN28 вы можете на сайте: https://titan28.ru/
Комментарии
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи