Джипы Второй Мировой - уникальный инструмент транспортного обеспечения боя, родившийся именно на той войне. А ещё своего рода мостик между Западом и Востоком - один из знаковых продуктов ленд-лиза.

Не то, чтобы до Второй Мировой войны армии обходились без командирских автомобилей, но дело было поставлено как-то хаотически. К тому же только война смогла продемонстрировать новую реальность: традиционный автомобиль оказывался крайне уязвим перед новыми средствами боя. Танки и бронемашины давно развивали вполне крейсерскую скорость, уйти от них по целине командирскому авто было трудно, а его длинный кузов оказывался отличной мишенью. На нашем фронте классической стала сцена, когда немецкий истребитель догоняет штабную «эмку» и прошивает ее очередями (в первые дни войны люфтваффе организовано отлавливали одиноко следующие машины).

Роковую роль играли крыша и дверцы, мешавшие быстро покинуть машину, особенно, если она переворачивалась.

Ещё до нас во время боев во Франции стало ясно, что с первых же дней дороги наглухо забиваются потоками беженцев, обойти которых можно только по кюветам, бродам и кустам, и, если машина там застревала, вытащить ее оказывалось почти невозможно. Нужен был принципиально новый тип автомобиля: коробка без выступов, за которую трудно «зацепиться» вражескому стрелку. В которой нечему особо ломаться, и, которую не жалко бросить. Ванька-встанька по части баланса, которого можно легко вернуть в горизонтальное положение. Машина без крыши и дверей, с которой и полковник и рядовой мог легко сигануть в кусты при первом же намеке на противника.

Первыми поняли суть дела в Вашингтоне, который тогда не воевал и успевал спокойно анализировать военно-техническую ситуацию. В 1940 г. Пентагон устроил тендер на новый тип автомобиля. Ирония судьбы, но из 160 приглашенных фирм откликнулись три: Bantam, Willys-Overland и Ford. Первой представила свой прототип Blitzbuggy фирма Bantam.

Название отразило концепцию взятую за основу - багги. Интересно, что через Пентагон с прототипом ознакомились и два конкурента. Их более поздние прототипы Ford Pigmy и Willys-Quad оказались весьма схожи с «бэнтамом». Мало того, Пентагон одобрил именно «виллисовский» прототип, возможно по коррупционно-клановым соображениям, а возможно из-за двигателя:

Willys предложил 60 л.с. против 45 л.с. у конкурентов.

Однако американский госзаказ был выстроен так, чтобы никого не обидеть, и принятый с некоторыми изменениями стандартный Willys MB пошел в производство сразу на трех заводах. Очень возможно, что неведомо откуда взявшееся прозвище «jeep» восходит как раз к фордовскому близнецу Ford GP, GPW. А, может быть, к цыганской кибитке, на которую джип тоже походил (по-английски цыган - jeep). Впрочем, есть и другие версии. Кстати, так случилось, что конкурент этому автомобилю был только у немцев - знаменитая «бадья» Kubelwagen, производство которой развернули на гиганте Volkswagen вместо «жука». В итоге автомобиль оказался на вооружении и английской и французской армий. Польских, бельгийских, греческих частей.

После войны – армий большинства стран НАТО, множества армий Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Америки, Африки.

Во многих странах американцы просто списывали и бросали джипы тысячами. Долгие годы «виллисы» оставались боевой машиной итальянских карабинеров, и мордочка с вертикальными прорезями радиатора была навсегда увековечена в кино неореализма, да и в комедиях вроде «Римских каникул». В Красной Армии джипы стали любимой командирской машиной. На них ездили многие прославленные полководцы и безвестные командиры подразделений. «Виллисы» иногда служили им и после войны, хотя формально по ленд-лизу мы и обязывались вернуть исправную технику в Штаты (там и свою-то не знали куда деть). Конечно, в русском климате машина без верха имела свои недостатки, но в условиях реального боя, ее целесообразность перевешивала многое.

Даже при близком взрыве, когда машина подлетала в воздух, ее компоновка давала шанс, что седоков просто спасительно вытряхнет из машины.

История «джипов» в Великую Отечественную войну - это десятки сражений и сотня фильмов о войне. В ходе войны был даже сделан русский аналог джипа - ГАЗ-64.

В американской армии Willys MB стал «боевой машиной» для небольшого подразделения. Успел обрасти иногда пулеметом, иногда носилками для раненых, иногда орудием, а иногда и колесами от дрезины для передвижения по рельсам. Отдельную историю имели полторы тысячи Willys MB US Navi, специально адаптированные под флот. Их сохранилось всего пять и одна из машин была недавно представлена на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина.

Наиболее яркой их миссией были поездки... по палубам авианосцев. Можно представить бурлящее море, пронизывающий ветер и непотопляемый джип на длиннющей палубе. На этих «виллисах» из конца в конец взлетных полос огромных кораблей разъезжали пилоты и техники. Эти «виллисы» были незаменимы и при транспортировке по палубе боеприпасов. Они имели специальные покрышки, обеспечивающие лучшее сцепление с палубой корабля. От бури их оборудовали брезентовыми боковинами с целлулоидными окошками и «дверью», застегивающейся на «молнию».

Кроме того, передний бампер был оборудован лебедкой т.н. «шпилевого» типа с тяговым усилием в одну тонну.

Трос крепился на правом крыле. Авианосцев в США времен Второй Мировой успели построить и переоборудовать несколько десятков. Впрочем, судя по изначально запроектированному кронштейну для карабина, морские джипы, скорее всего, предназначались и для патрулирования пирсов, портов, а, возможно, и для морских десантов.

Облокотившись на «виллис» грустила безутешная Кейт Биконсэйл в драме «Пёрл-Харбор». Классический джип Willys MB представлял собой полноприводной автомобиль классической компоновки с расположенным спереди продольно 4-х цилиндровым двигателем рабочим объемом в 2199 кубов мощностью 54 л.с. при 3600 оборотов в минуту. В течении войны мотор «виллисов» не изменялся. Коробка передач была трехступенчатой и синхронизированной на второй и третьей передачах, раздаточная коробка - двухступенчатой с отключаемым передним мостом. Подвеска обоих мостов была выполнена на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами, а тормоза имели гидравлический привод на все колеса.

Весил Willys MB всего 1270 кг с полной загрузкой, а на шоссе разгонялся до 104 км.ч, расходуя при этом 14 литров бензина с октановым числом «70» на 100 км пробега.

«Виллису» был доступен брод до полуметра, а со спецоснасткой и до 1,5 метров. Вытащить «багги» из грязи помогали ручки по бортам, а у левого борта - топор и лопата. До конца войны выпустили 350 349 Willys MB и 277 869 Ford GPW. Британская армия получила 104 430 машин, Красная Армия - 50 501 автомобилей, французская армия - 9736 машин. Можно заслуженно поздравить старину-«виллиса» с Днем Победы.

Спасибо, что поделились ссылкой на эту страницу!

Добавить на страничку:

Комментарии Похожее Кто прокачал Просмотров