В начале 1960-х годов разница между Старым и Новым Светом наиболее всего проявлялась в автомобилях. В Советском Союзе только начинали их массовый выпуск, который явно не удовлетворял спрос. И у нас автомобили, несмотря на относительно умеренные цены, все еще были роскошью, а не средством передвижения.
При этом гражданам космической державы, в недрах которой таились гигантские запасы нефти, предлагали тесные малолитражки типа «Москвич-407» или «Запорожец-965» с вызывающими улыбку двигателями в 35 и 27 л.с. В лучшем случае счастливчики могли приобрести 70-сильный ГАЗ-21 «Волга», стоивший «сумасшедшие деньги» – целых 5100 рублей.
В Европе, только поднявшейся из руин Второй мировой, дефицита автомобилей не было, но тоже преобладали дешевые малолитражки, которые рядовой покупатель выбирал из соображений экономии. Мощные спортивные кары и просторные «представительские» автомобили могли позволить себе только состоятельные европейцы.
В США, которым война не принесла ничего, кроме огромных прибылей, ситуация была совершенно иной. И даже машины там были другими. В начале 1960-х американцы предпочитали огромные «full-sized cars» - полноразмерные автомобили. Это были настоящие линкоры на колесах с длиной кузова до 5,8 метра и восьмицилиндровыми двигателями мощностью 250-450 л.с. В ту эпоху, когда, благодаря копеечному бензину и хорошим прибылям, американцы жили на широкую ногу, на обладателей малолитражек в Америке смотрели, как на чудаков.
Мощность и размеры определяли тогдашнюю автомобильную моду. Но были и любители скорости, желавшие прокатиться с ветерком по бесконечному шоссе или поучаствовать в самодеятельных гонках. Но так как быстро разогнать и отправить в «полет» огромные «full-sized cars» не могли даже сверхмощные двигатели, им пришлось пересесть в автомобили габаритом поменьше.
Одним из самых быстрых американских автомобилей того времени был спортивный «Chevrolet Corvette», чья модель «Mako Shark» 1961 года поражала не только мощностью (465 л.с.), но и необычным дизайном. Но такие спортивные машины были дороговаты даже для американцев.
Поэтому в качестве конкурентов спорткаров, доступных по цене, в США появились «muscle car» («мускулистый автомобиль»), представлявшие собой авто среднего размера, в который втискивали мощный V-образный мотор. Правда, то, что американцы подразумевали под «средним размером», было больше «Мерседеса» или нашей «Волги».
И вот «Ford Motor Company» задумался о принципиально новой концепции спортивного автомобиля, который бы можно было выпускать и продавать огромными сериями, а не эксклюзивными партиями в несколько сот штук. Главной проблемой было то, что каждая новая модель спорткара, как правило, делалась более «навороченной», чтобы побить конкурентов широтой размаха. Но при этом вместе с мощностью, скоростью и яркостью украшений росла и общая стоимость автомобиля.
Наконец, группа конструкторов во главе вице-президентом компании Ли Якокком предложила чисто «фордовское» решение: сделать спортивный автомобиль доступным для большего числа покупателей, снизив его себестоимость и розничную цену за счет упрощения базовой конструкции.
В итоге появился эдакий «народный спортивный автомобиль»: четырехместный двухдверный седан с двигателем всего 120 л.с., который был, как минимум, вдвое слабее тех, что стояли на «семейных» американских машинах, за рулем которых домохозяйки отправлялись в парикмахерскую.
В его размер (4,9 метра в длину) вмещались огромный капот, достаточный простор двух передних сидений – при тесноте на заднем, и неприлично «обрубленным» для того времени багажником. Что делало его автомобилем для двух человек – водителя и его подружки. Впрочем, это обычная концепция любого спорткара.
Зато стоило все это всего 2368 долларов (примерно 25000 по современным меркам), что было в несколько раз меньше стоимости любого спортивного автомобиля. В пересчете на советские рубли (по официальному курсу) он был даже дешевле, чем наш отечественный «Москвич».
Однако это был только минимальный базовый вариант. За дополнительную плату покупатель мог приобрести модель с более мощным двигателем V8 мощностью 210 л.с. или 271 л.с. Точно также самые капризные могли заказать себе особую отделку салона, кондиционер и всяческие хромированные «навороты».
Оставалось только выбрать имя нового автомобиля. Форд-младший хотел назвать его «Thunderbird II», потом – «Torino». Но, в конце концов, было выбрано очень удачное и очень американское имя – «Mustang». По одной версии – в честь американского истребителя «P-51 Mustang», по другой – для сравнения его с неистовыми и гордыми дикими жеребцами, рассекавшими прерии в XIX веке.
Как бы там ни было, но на капоте поместили эмблему именно скачущего мустанга, сегодня узнаваемую во всем мире. Интересно, что в начале кто-то язвительно заметил, что, мол, лошадь-то скачет не в ту сторону, не как на ипподроме. На что Ли Якокк назидательно заметил: «Это не ипподромная лошадь, а дикий мустанг, который скачет, куда хочет».
9 марта 1964 года первый «Ford Mustang» сошел с конвейера. Через месяц, 7 апреля, «Mustang» презентовали на Нью-йоркской выставке «World's Fair». Через несколько дней в двери автомагазинов уже ломились возбужденные покупатели, создавая ажиотаж и очереди.
Первоначально «Ford Motor Company» надеялся продавать около 100000 «Мустангов» в год, однако только в первый день было продано 22000 автомобилей. Торговля шла более чем отлично: в течение первого полугодия продали 418000 машин, за 18 месяцев – более миллиона! Это было больше, чем совокупное количество всех спорткаров, проданных в Европе со времен окончания Второй мировой.
Не в последнюю очередь такому успеху помогал и имидж свободного норовистого жеребца - «Mustang» очень удачно влился в бунтарское время 1960-х. «Мустангомания» охватила Америку, для которой этот автомобиль стал одним из ее символов. Были созданы сотни клубов поклонников «Ford Mustang», его изображения появились на футболках и плакатах, о них даже писали песни.
Уже в 1965 году в ходе сотрудничества с «Carroll Shelby» появляется скоростная версия «Ford Mustang Shelby GT-350», оснащенная двигателем в 306 «лошадок». Ее гоночный вариант «Shelby GT-350R» имел мощный движок в 360 л.с., который через год с помощью турбонаддува «Paxton» был форсирован до 420-430 л.с. Таким образом, «мустанги» смогли принимать участие в спортивных соревнованиях, состязаясь с «монстрами» самых известных фирм, и побеждать их. Неплохо для автомобиля, задуманного как «народный спорткар»!
Табун «мустангов» постоянно пополнялся новыми моделями, для которых разрабатывали все новые моторы. Так, с 1968 года покупателю приходилось долго и задумчиво чесать затылок, пытаясь выбрать один из десяти двигателей своего будущего автомобиля: 115, 120, 195, 230, 250, 271, 320, 325, 335 и 390 лошадиных сил.
Дальнейший рост мощности был остановлен федеральными законами по защите окружающей среды и грянувшим в 1973 году нефтяным кризисом. Впрочем, ненадолго. Обуздать «мустангов» было невозможно, потому что этого не хотели их покупатели. Когда Америка перешла к более экономным и менее мощным автомобилям, «Ford Mustang» оставался лучшим способом выражения собственной независимости.
Пожалуй, наиболее ярким примером этого был 700-сильный «Mustang Shelby GT500 Eleonor» из фильма «Угнать за 60 секунд». Впрочем, в США на заказ вам могут изготовить «Mustang» и куда большей мощности – как на основе новых моделей, так и путем реставрации старых. Любые ваши капризы – за ваши деньги!
Тем временем в 2004 году с конвейера сошел юбилейный «Mustang GT-R» с 5-литровым двигателем V8, который выжимает 440 л.с. и может быть форсирован до 500 л.с. И это только одна из многих моделей «мустангов», вышедших за последние годы.
Сегодня «Ford Mustang» занимает 45% рынка спортивных автомобилей США, и его ежегодный выпуск составляет 140-150 тысяч машин. Тем не менее, спрос на него не падает, а за отдельными моделями американцы стоят в очереди. Более того, при этом случаются просто-таки курьезные случаи.
Например, в Лос-Анджелесе несколько покупателей сначала устроили аукцион, предлагая за понравившуюся им модель «Mustang» все возрастающую цену. Но как только у одного из них закончились деньги, он выхватил из кейса пистолет. В итоге несостоявшийся покупатель «мустанга» уехал на белом «Ford Crown Victoria» с полицейскими эмблемами.
С «мустангом» связан еще забавный курьез, произошедший все в том же Лос-Анджелесе. Недавно в двери его жителя, пенсионера Юджина Брекке, постучались полицейские и с довольными лицами объявили ему радостную новость: ваш угнанный «Ford Mustang» нашелся и вы можете его забрать! В ответ мистер Брекке лишь озадаченно наморщил лоб – дело в том, что он заявил о пропаже своего автомобиля еще… в 1970 году.
*
Комментарии
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи