Обновлено: 14.02.2020
Как определить число пересечений проезжих частей на перекрестке?
ПДД иногда ставит нас в тупик в вопросе определения числа пересечений проезжих частей на перекрестке. Чаще всего разговор об этом заходит в ситуациях, когда нужно понять, как правильно выполнять разворот, чтобы ничего не нарушить - по короткому или по длинному радиусу (до центра или за центром), при наличии разделительной полосы; как правильно разъезжаться со встречными машинами, когда оба участника дорожного движения поворачивают налево (правыми или левым бортами), и в других ситуациях, связанных с пересечением проезжих частей.
В п. 1.2 ПДД отсутствует определение "Пересечение проезжих частей", но есть упоминания, например, "действие предписывающих дорожных знаков 4.1.1-4.1.6 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак". Упоминается про пересечение проезжих частей и в других пунктах ПДД.
Простые перекрестки
Попытаемся разобраться в этом вопросе. Начнем с самого простого перекрестка - Т-образного. На картинках сознательно не будем обозначать закругления проезжих частей, чтобы облегчить восприятие.
Это действительно перекресток, согласно определению перекрестка в п. 1.2 ПДД. "Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий". Хоть и сверху нет закруглений проезжей части, из смысла этого определения следует, что любое пересечение дорог есть перекресток, кроме выездов с прилегающих территорий.
Что такое проезжая часть? П.1.2 "Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств".
Что такое дорога? П.1.2 ПДД "Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии".
Исходя из определения проезжей части следует, что она не прерывается на перекрестке, она всегда есть там, где могут двигаться транспортные средства. При этом не понятно, где заканчивается одна проезжая часть, а где начинается другая, чтобы можно было нарисовать границы пересечения проезжих частей.
Исходя из определения дороги следует, что дорога с разделительной полосой может иметь несколько проезжих частей (как правило их две, они идут параллельно друг другу, со встречными друг для друга направлениями движения).
Отдельные дороги могут иметь закругления, соответственно и проезжая часть это не всегда прямой участок, она также может иметь закругления, быть различной формы.
Чтобы найти эти самые "пересечения проезжих частей" давайте условимся, что проезжих частей несколько и они представляют собой примыкающие к перекрестку участки проезжих частей разных дорог.
Можно пойти по другому пути. Принять за основу то, что на дорогах без разделительной полосы всегда одна проезжая часть, а на дорогах с разделительной полосой - несколько (исходя из определения дороги). В тексте будем упоминать это как целые направления проезжих частей.
Далее сделаем примерно так, как нас учат в автошколах, но немного по-другому - определим область пересечения проезжих частей, выстроив проекции направлений примыкающих к перекрестку проезжих частей, обозначив область и границы пересечения. При этом будем считать, что образуют пересечения только проезжие части, идущие под углом друг к другу. В самом деле, если проезжие части параллельны друг другу, или угол между ними 0 или 180 градусов, то пересечься они не могут в принципе.
Для начала определим пересечения проезжих частей, примыкающих к Т-образному перекрестку.
К данному перекрестку примыкают три проезжих части. С левой стороны проезжая часть 1 пересекается с проезжей частью 2 в области, отмеченной розовым цветом. С правой стороны проезжая часть 3 пересекается с проезжей частью 2 в той же области. Снизу проезжая часть 2 пересекается с проезжей частью 1 и с проезжей частью 3 в той же области. Из этого следует, что область пересечения одна и та же, и здесь одно пересечение проезжих частей.
Если рассмотреть проезжую часть 1-3 как единое целое, пересекающееся в данном месте с проезжей частью 2, тогда нужно сделать проекцию со стороны проезжей части 2, и получим тот же результат.
Теперь рассмотрим перекресток в форме звезды.
Здесь все то же самое, только пересечение будет в форме треугольника и каждая проезжая часть пересекается с двумя другими. Если рисовать отдельно пересечения каждой проезжей части друг с другом, то могут получиться фигуры другой формы. Но, мы знаем, где границы перекрестка, поэтому сразу отсекаем лишнее, и получится общая область - именно треугольник.
На обычном перекрестке двух дорог, пересекающихся между собой под прямым углом все будет аналогично случаю с Т-образным перекрестком - получится квадрат. Только к такому перекрестку будет примыкать уже четыре проезжих части, либо две, если объединить их направления.
Сложные перекрестки
Перейдем сразу к более сложному перекрестку - перекрестку с разделительной полосой. В автошколах его так и называют - сложный перекресток. Здесь дорога с разделительной полосой (идет сверху-вниз) пересекается с обычной дорогой, которая идет слева-направо.
По п. 1.2 ПДД "Разделительная полоса - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств".
Разметка 1.2.1 - это сплошная линия, обозначающая край проезжей части.
Исходя из определений разделительной полосы и дороги следует, что на данном перекрестке пересекаются между собой только две дороги. А исходя из определения проезжей части и нашей условной логики - к данному перекрестку примыкают шесть проезжих частей, либо три проезжих части, если объединить направления (6-2, 5-3, 1-4).
С левой стороны проезжая часть 1 пересекается с проезжей частью 2 и проезжей частью 6. Слева сверху проезжая часть 6 пересекается с проезжей частью 1, и областью внутри перекрестка (не подписана). Слева снизу проезжая часть 2 пересекается с проезжей частью 1, и областью внутри перекрестка (не подписана). Область пересечения в этих трех случаях одна - отмечена розовым цветом слева. Проекции направлений 6-2 и 1-4 дадут тот же результат.
С правой стороны проезжая часть 4 пересекается с проезжей частью 5 и проезжей частью 3. Справа сверху проезжая часть 5 пересекается с проезжей частью 4 и областью внутри перекрестка. Справа снизу проезжая часть 3 пересекается с проезжей частью 4 и областью внутри перекрестка. Область пересечения в этих трех случаях тоже одна и отмечена розовым справа. Проекции направлений 5-3 и 1-4 дадут тот же результат.
Из этого следует, что на данном перекрестке 2 отдельных пересечения проезжих частей. Кроме того, так называемые смежные проезжие части 6-2, 5-3 в пределах таких перекрестков всегда идут параллельно другу, поэтому не могут пересекаться. Что опять же говорит о том, что пересечений здесь два. Перед данными пересечениями проезжих частей часто устанавливают предписывающие знаки 4.1.1-4.1.6.
А что за "область внутри перекрестка", спросите вы? А это ни что иное, как проезжая часть в разрыве разделительной полосы (участок проезжей части). Разрыв разделительной полосы также может начаться до перекрестка, либо вообще вне перекрестка может быть и использоваться для разворотов.
Возможно ли на данном участке встречное движение? Безусловно, в конфигурации данного перекрестка участники дорожного движения могут двигаться через этот участок как с левой, так и с правой стороны.
Этой точки зрения придерживаются инспекторы ДПС, составляющие протокол, например, за разворот по короткому радиусу при наличии разделительной полосы. Это когда при выезде с "пересечения проезжих частей" автомобиль оказывается на полосе, предназназначенной для встречного движения, п. 8.6 ПДД. Здесь стоит отметить, что в этом пункте речь идет о повороте, а не о развороте на перекрестке. Например, в ГИБДД Санкт-Петербурга еще в 2011 году давали разъяснения всем подразделениям, что разворот по короткому радиусу не является нарушением, и рекомендовали использовать технические средства организации дорожного движения на особо опасных участках.
Также на эту тему неоднократно высказывался генерал-майор полиции Владимир Кузин и говорил, что такой разворот осуществляется в соответствии с правилами дорожного движения. Разумеется, выполнять такой маневр можно только в случае, если он не создаст помех другим участникам дорожного движения. Если вы, разворачиваясь по короткому радиусу, столкнетесь с автомобилем, который будет двигаться вам навстречу по своей правой полосе, то однозначно вы будете виноваты в ДТП.
Если инспекторы ДПС будут разводить вас за разворот, как за два левых поворота, упирайте на то, что это совершенно разные маневры, либо, что вы находитесь в границах перекрестка, и на перекрестке при развороте разворачиваться можно в любом месте. В ПДД не обозначено, как именно.
Если же инспекторы ДПС догадаются разводить вас не за разворот, а за поворот в таких местах (выездах с пересечений), то упирайте на то, что закруглений проезжей части на границе разделительной полосы нет, и автомобиль не может поворачивать под углом ровно 90 градусов.
Смотрите также комментарии к данной статье, где участник calvertron высказал мнение, что до перекрестка дорога с разделительной полосой 6-2|5-3 имеет две проезжих части, а в разрыве разделительной - одну проезжую часть. Соответственно, пересечений проезжих частей на данном перекрестке - одно, и можно в его границах двигаться как угодно.
Перекрестки, на которых организовано круговое движение
Теперь давайте рассмотрим перекресток с круговым движением, при этом сразу сложной конфигурации, где проезжие части примыкают к перекрестку в форме звезды.
К данному перекрестку примыкает три проезжих части и каждая из них пересекается с круговой областью внутри, которая также является проезжей частью, исходя из определения проезжей части. В центре круга в данном случае пересечения нет, т.к. там газон. Т.е. здесь мы сразу рассмотрели направление внутри круга как единую проезжую часть. Если рассмотреть все примыкания по отдельности, то получится тот же результат.
Проезжая часть 1 пересекается с круговой областью и образует одно пересечение. Проезжая часть 2 пересекается с круговой областью и образует второе пересечение. Проезжая часть 3 также пересекается с круговой областью и образует третье пересечение. Здесь стоит отметить, что на таком перекрестке нарушение - это движение в направлении, противоположном направлению, обозначенном стрелками на знаке 4.3.
Заключение
Таким образом, в данной статье нет никаких противоречий ни с ПДД, ни с билетами, ни с ГИБДД. Если на перекрестке с разделительной полосой вы будете делать разворот по длинному радиусу (за центром), а разъезжаться, заезжая друг за друга (каждый по своей полосе, левыми бортами), то никаких претензий к вам от ГИБДД не будет. Если у какого-либо въезда/выезда стоит предписывающий знак, например, 4.1.2 "Движение направо", то там и следует повернуть. Если готовы поспорить с инспекторами ДПС, то можете разворачиваться на сложных перекрестках по короткому радиусу (до центра). А если есть разрыв разделительной полосы до перекрестка, то еще проще развернуться там.
*
Комментарии
Вот и возникает конфликт при подсчет. Потому что, если следовать терминам в ПДД, перекресток - это место пересечения или примыкания дорог на одном уровне. Дорога может иметь одну и несколько проезжих частей, разделенных между собой разделительной полосой. Все эти термины описаны в п. 1.2. ПДД.
Возьмем для примера изображенный выше перекресток. И первое замечание: на перекрестке нет разделительной полосы, значит на нем дорога имеет одну проезжую часть. То есть нет условий, конструктивных элементов и разметки, которые заставляли бы нас делить дорогу на части. Вы же делаете вывод ни на что не основываясь.
Второе замечание. Цитирую "А что за область посередине, скажете вы? А это ни что иное, как проезжая часть, а значит там есть полоса для встречного движения." Подскажите, на что вы опираетесь, делая подобный вывод? В ПДД нигде не сказано, что на любой проезжей части есть встречное движение. Возьмите обозначенные вами участки 2, 3, 5 и 6. Это проезжая часть и по ней нет встречного движения. Да и если применить эту логику к третьему перекрестку, то, получается, на самом кольце тоже должно быть встречное движение, ведь это проезжая часть.
Другими словами, исходя из нынешней редакции ПДД, невозможно определить единое и верное количество пересечений проезжих частей на "сложных" перекрестках. Поэтому, ваши доводы, не основанные на законодательных актах, остаются лишь вашим мнением.
И, напоследок, мне абсолютно не понятен предложенный вами термин пересечения проезжих частей. "Внешнее пересечение" чего?
1. На перекрестке нет разделительной полосы, это да, но здесь сделаны проекции направлений проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Места пересечений и образуют два квадратика. Область посередине никак не затрагивается.
2. Да, надо уточнить, почему там есть встречка. Встречка там есть потому, что в конфигурации данного перекрестка движение возможно с обеих сторон (справа и слева) и ширина проезжей части достаточна для движения автомобилей минимум в 2 полосы. ПЧ 2,3,5,6 условно заканчиваются в месте пересечения, по логике этого поста, иначе здесь вообще одна проезжая часть, а не несколько.
3. На кольце да, есть "встречка", если ехать в противоположном направлении. Это как против одностороннего движения.
4. Внешнее пересечение проезжих частей =)
Согласен, эти выводы не соответствует НПА, т.к. есть условности, но иначе никак и никаких пересечений проезжих частей вообще нет.
Разве? И на односторонней дороге тоже есть встречная полоса? Ни на одной из этих элементов дороги нет полос, предназначенных для движения в обратную сторону. Так что ехать во встречном направлении без нарушения ПДД невозможно. Соответственно, там нет "встречки".
"4. Внешнее пересечение проезжих частей"
Пересечение проезжих частей - это внешнее пересечение проезжих частей? О_о
"...но иначе никак и никаких пересечений проезжих частей вообще нет."
Почему же нет? Возьмем действующие НПА. И, опять же второй перекресток. Дорогу 1-4 для удобства назовем дорогой 1. Дорогу 2-6 - дорогой 2. У нас определение проезжей части - место для движения безрельсовых транспортных средств. Есть условие наличия нескольких проезжих частей - наличие разделительной полосы. Из второго условия следует - когда есть разделительная полоса, тогда существуют несколько проезжих частей на данной дороге.
Возвращаемся к перекрестку. Если с дорогой 1 вопросов нет, то с дорогой 2 немного сложнее. Но вывод из второго условия, сделанного по однозначным терминам ПДД, применительно второй дороги, приводит к следующему: до перекрестка дорога 2 имеет две проезжих части, на перекрестке одну, после перекрестка снова две. Дорога 1 имеет одну проезжую часть до, на и после перекрестка. Получается, что перекресток - место пересечения проезжих частей дорог. И принадлежит это пересечение обеим дорогам. Все в рамках НПА.
1. Ответственность та же, что на полосу для встречного движения выехать в нарушение ПДД. Можно или нельзя на односторонке ехать навстречу потоку?=)
2. Повторюсь, в рамках НПА можно сказать, что пересечений проезжих частей нет вообще, т.к. проезжая часть ОДНА. Вы же в своих рассуждениях решили, что проезжих частей ДВЕ. Я в своих рассуждениях принял как условие, что проезжих частей ШЕСТЬ.
"в рамках НПА можно сказать, что пересечений проезжих частей нет вообще, т.к. проезжая часть ОДНА". Для одной дороги проезжая часть может быть одна, может несколько (п 1.2 ПДД). Единственное условие наличия нескольких проезжих частей - наличие разделительной полосы (п 1.2 ПДД). Дороги у нас в стране имеют названия. Чаще всего это улицы. Улицы на перекрестках не разрываются, это можно увидеть на официальных картах города и схемах организации ДД в ГИБДД. Поэтому прямого указания делить проезжую часть до перекрестка и после нигде нет.
Сколько тогда будет ППЧ?
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи