Общеизвестно, что на многих сервисных станциях не любят возиться с ремонтом неисправных узлов и деталей, предпочитая просто заменить агрегат новым. Но если для владельцев отечественных машин такой подход не столь уж обременителен, то хозяев подержанных иномарок он ставит порой в трудное положение.
Для старенького BMW найти, к примеру, даже бывший в употреблении стартер непросто: на “разборках” покупать опасно (никаких гарантий, что агрегат исправен и подойдет к машине), а новый может обойтись в такую сумму, что она окажется просто неразумной при ремонте сильно подержанного авто. И выход из строя простенького втягивающего реле грозит тем, что машина надолго встанет на прикол.
Недавно ситуация начала меняться: появились компании, которые могут быстро и качественно отремонтировать испорченный агрегат, поменять неисправный узел с доплатой на уже восстановленный из обменного фонда или продать вам его с предоставлением гарантии.
Кроме того, есть фирмы, которые занимаются поставкой восстановленных и бывших в употреблении деталей под заказ. Однако восстановление, ремонт и состояние этих агрегатов тоже могут быть разными. Вот как классифицируют их многие зарубежные ремонтные фирмы и сами производители, занимающиеся восстановлением собственных агрегатов.
Remanufactured —
“воспроизведенные”
Как правило, восстановление происходит конвейерным способом на производственных мощностях самих производителей. Повторно используется только корпус агрегата без механических повреждений, который очищается, обрабатывается и от нового после этого практически ничем не отличается. В подготовленный корпус вставляются новые комплектующие. Агрегат оклеивается этикетками, упаковывается в фирменную коробку, сопровождается инструкциями по установке.
Отличить восстановленный таким способом узел от оригинала бывает крайне непросто, чем зачастую и пользуются некоторые недобросовестные отечественные продавцы.
При всех достоинствах данного способа восстановления велика вероятность, что установленные комплектующие (пусть новые и оригинальные) могут оказаться из отбракованных партий (например, как не соответствующие каким-либо пунктам технических условий производителя), а выходной контроль подобных агрегатов несколько упрощен. Срок гарантии на такие изделия также может быть меньше. Однако для российского потребителя это уже значения не имеет, поскольку в гарантийных случаях он чаще всего имеет дело с одним продавцом.
По стоимости это, безусловно, наиболее дорогие агрегаты среди всех восстановленных, но по сравнению с оригинальными их цена может быть все равно в несколько раз ниже!
Rebuilt — “восстановленные”
Это наиболее массовый способ восстановления. Приемлем как для крупных фирм со своим производством, где изготовление и восстановление узлов может и не являться основной деятельностью, так и для небольших специализированных производств и мастерских.
Агрегат разбирается вручную, корпус очищается с помощью специальных технологических установок, все комплектующие тестируются. Товарный вид обычно соответствует Remanufactured. Неисправные детали заменяются на новые (причем чаще не на оригинальные, а на более дешевые от альтернативных производителей), а рабочие очищаются и могут быть использованы повторно.
Качество работ зависит в первую очередь от отношения фирмы к процессу восстановления. Поскольку агрегаты могут разбираться и проверяться буквально до винтика, компании, которые тщательно относятся к делу и дорожат своей репутацией, могут гарантировать очень высокое качество. Там же, где пытаются применять “поточные”, “скоростные” методы восстановления и ремонта и экономят на операциях контроля, оно может быть весьма сомнительным. Качество восстанавливаемых изделий также может существенно зависеть от выбора альтернативных производителей комплектующих, среди которых найдутся фирмы с разной репутацией.
По цене такие агрегаты, соответственно, должны конкурировать с Remanufactured, о чем, правда, большинство потребителей не имеет никакого представления. Справедливости ради отметим, что большинство розничных продавцов автозапчастей также искренне не имеют представления о разнице между агрегатами Remanufactured и Rebuilt, просто называя их “неоригинальными”.
Reconditioned — “хорошо
отремонтированные”
Упрощенное восстановление, в процессе которого сложное технологическое оборудование не применяется. Корпус, как правило, специально не обрабатывается, а в лучшем случае очищается металлическими щетками и замазывается краской, на место неисправных деталей ставятся как новые (чаще всего неоригинальные), так и бывшие в употреблении, но прошедшие проверку комплектующие.
Принципиально меняются лишь интенсивно изнашиваемые детали — подшипники, втулки, щетки и так далее. Упаковка и сопроводительные инструкции отсутствуют по определению. Качество подобного ремонта зависит в первую очередь от применяемого тестового оборудования, установленной на производстве системы входного и выходного контроля (как комплектующих, так и агрегатов в целом), а также профессионализма и технического “чутья” исполнителей.
Заметим, что на Западе подобный вид восстановления себя уже изжил, плавно перейдя в Remanufactured. Уж очень падок тамошний житель до коробочек, наклеечек и прочей атрибутики. Хотя тут и спорить нечего: такой продукт и в руки взять приятно. Что же до наших неизбалованных граждан с их неувядаемым желанием сэкономить, то на такую “чепуху” они обращают меньше внимания, предпочитая пусть даже грязную ремонтную запчасть, но более дешевую, чем такую же, но “блестящую” и в красивой коробке! Так что, пока не вырастет средний уровень доходов населения и рынок не заставит среагировать на возросшие запросы потребителей, сектор “отремонтированных” агрегатов на наших просторах останется наиболее востребованным.
Привлекательная цена на агрегаты Reconditioned (в среднем вдвое ниже, чем на новые и Remanufactured) делает их бесспорными лидерами продаж в России на сегодняшний день.
Repaired — разновидность
“отремонтированных”
Это когда новые комплектующие не ставятся вообще, а используются исправные, рабочие детали с других агрегатов. То есть из двух-трех неисправных собирается один рабочий. Причем в порядке вещей приспособить для ремонта узлы и комплектующие совершенно разных производителей, даже конструктивно не подходящие друг к другу, но являющиеся функциональными аналогами.
При этом нередко варварски “дорабатывают” корпуса, изменяют посадочные размеры агрегатов, установочных элементов и так далее. После подобного “ремонта” иногда уже невозможно бывает установить “родные” комплектующие. Один плюс — цена соответствует качеству! Однако, сэкономив на агрегате сейчас, очень скоро можно потратиться на буксировку!
Used — “бывшие в употреблении”
Это, собственно, те, что снимаются на авторазборках с неисправных и разбитых машин. Ни о какой проверке агрегата и его детальной диагностике речи не идет. Никаких упаковок и наклеек, естественно, не предполагается. По поводу гарантий комментарии, как говорится, излишни. Лотерея — она и есть лотерея!
Однако именно эта наиболее массовая категория агрегатов является основным “сырьем” для любого другого вида восстановления и в силу очевидной дешевизны “продукции” является основным аргументом в рассуждениях о ценах для тех “экономов”, которые, согласно поговорке, любят платить дважды.
Из приведенного выше перечня легко просматриваются все возможные участники процесса восстановления.
Во-первых, восстановлением занимаются сами производители агрегатов на собственных производственных мощностях. Тема восстановления возникает у них в тот момент, когда прекращается плановое производство запчастей к той или иной устаревшей модели автомобиля.
Как правило (за редким исключением), подобные гиганты восстанавливают агрегаты собственного производства, что вполне объяснимо: технология сборки нового и восстановленного агрегата идентична. При этом используются оригинальные комплектующие самих производителей, хотя, как уже было сказано, это не может являться стопроцентной гарантией качества.
Под восстановление планируется производство, издаются специализированные каталоги. Например, информация о подобной продукции фирмы Bosch отражена в соответствующем каталоге Bosch Werksaustausch (“заводской обмен”). Причем восстановленные агрегаты имеют свои, отличающиеся от оригинальных, десятизначные номера, начинающиеся с кода 0 986. В Америке среди производителей и восстановителей весьма популярны номера агрегатов по каталогу Lester.
Во-вторых, на данном поприще трудятся специализированные фирмы (особенно много их в США, Финляндии, Дании, Германии), которые “перелопачивают” агрегаты любых изготовителей Европы, Америки, Японии и Кореи.
При этом для восстановления могут использоваться комплектующие различных производителей (причем чаще всего неоригинальные) либо вообще собственного производства. Качество восстановления, как уже говорилось, во многом зависит от репутации фирмы, от технологической дисциплины на ее производстве. Причем небольшая специализированная мастерская может составить достойную конкуренцию какой-нибудь дочерней фирме известного производителя, но и фирм с сомнительной репутацией в этом секторе рынка также немало.
Наконец, большие и не очень автосервисы, бесчисленная рать автоэлектриков разной квалификации тоже вносят свою лепту в дело ремонта и восстановления агрегатов автомобиля.
Так что, как видим, за рубежом, тем более на фоне их постоянного стремления к повторному использованию ресурсов и защите экологии, идея восстановления агрегатов достаточно развита.
А что же у нас? Естественно, вариант Remanufactured на сегодняшний день у нас не развит. Об уровне сервиса на авторазборках также дискутировать не станем.
Что касается категорий Repaired и Reconditioned, то, например, по газете “Из рук в руки” можно насчитать до трех десятков предложений отремонтировать тот или иной агрегат. Чаще всего это оказываются либо полуподвальные и полуподпольные мастерские, где свои нехитрые услуги предлагают частники, либо мастерские при автосервисах и авторазборках.
Качественный ремонт на уровне Reconditioned и восстановление на уровне Rebuilt, подразумевающие использование соответствующих производственных мощностей и технологий, а также развитый сервис, включающий в себя наличие филиалов, постов снятия-установки агрегатов, отделов оптовых продаж, диспетчерско-информационных служб, служб доставки и так далее, сегодня делают вовсе не так уж много компаний. И найти их в городе не так уж трудно.
Однако выбор, как говорится, всегда остается за потребителем.
*
Комментарии
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи