Такое строительство в диковинку не только для Киева — во всей Украине нет своего автомобильного аналога «тоннеля под Ла-Маншем». Но к 2012-му, уверяют власти, будет!

Замысел столичных властей — соорудить под дном реки Днепр двухэтажный двухсторонний автобан длиной 7,1 км — до сих пор кажется фантасмагоричным: ведь в Киеве то ли мост, то ли очередную станцию «подземки» построить — большая проблема. А тут замахнулись! Однако что есть, то есть — власти поспешили обнародовать начало сенсационного строительства в 2009 году, а проектанты уже «нарисовали» тоннель во всей его диковинной красе и даже отважились показать это «Главреду».

Правда, сейчас скептики не перестают говорить о том, что, дескать, нашим зодчим такую конструкцию не осилить — придется хорошенько постараться, чтобы эту пока еще голубую мечту Черновецкого и его команды все-таки претворить в жизнь. И именно до открытия финальной части Евро-2012 — иначе всякая спешка со строительством и «вбухиванье» астрономических денег просто не имеют смысла, разве не так?

Впрочем, судя по началу процесса, намерения власти серьезные. Определен заказчик — это наш, отечественный, «Киевавтодор». В ближайшее время обещают тендер на строительство, который, не исключено, выиграет не отечественная, а иностранная компания. Уже и стоимость проекта оценена — до 3 млрд гривен.

Тоннель, повторимся, длиной 7,1 км пророют от проспекта Победы (оконечности бульвара Тараса Шевченко) до Броварского шоссе на Левом берегу, около Экспоцентра. Предположительно, финансировать проект возьмется Европейский банк реконструкции и развития. Еще в начале февраля после встречи с представителями ЕБРР первый заместитель главы КГГА Денис Басс заявил, что банк рассмотрит возможность кредитования строительства двух автотранспортных тоннелей в Киеве, и решено провести совместную экспертизу данных проектов, а уж тогда можно будет говорить и о сроках, и о финансировании. В частности, представителям банка предложили два проекта: строительство автотранспортного тоннеля от улицы Фрунзе до улицы Вячеслава Чорновила (правобережный подъезд к строящемуся Подольскому мостовому переходу) и от площади Победы до Броварского проспекта.

«Для того, чтобы проводить экспертизу, нужно, по крайней мере, иметь сам проект. Пока все на стадии разработок, — рассказал нам первый заместитель директора дирекции строительства дорожно-транспортных конструкций «Киевавтодора» Николай Васильцов. — Разработчики — «Киевпроект», архитектор Игорь Воробьев. Сейчас ведутся переговоры с Евробанком по поводу финансирования, и если все получится, мы действительно будем заказчиками. Во многом сроки зависят от ЕБРР. Методика строительства — щит, будем заимствовать, у нас таких щитов нет. Какие компании будут осуществлять строительство — сказать сегодня не могу, вот состоится тендер, тогда все станет известно».

Предполагается, что тоннель будет предназначен только для легкового транспорта. Пропускная способность — более 6 000 автомобилей в час. Приблизительный срок строительства — 45 месяцев.

«Тоннельный переход под Днепром в обход центральной части города примет на себя значительную часть наземного транспорта, которая сейчас направляется через центр. Будет полностью обеспечен системой вентиляции, пожаротушения, безопасности», — говорит Васильцов.

Правда, каков метод обеспечения безопасности будет применен — это тоже еще в разработке. «Там очень все сложно…» — туманно комментируют предпроектные наметки разработчики. И не скрывают, что сложность прежде всего в том, что своего-то опыта постройки таких тоннелей нет. Однако признаются: мол, хорошо, что поучиться есть у кого, и ехать далеко не надо — в Москве, оказывается, подобный тоннель уже построили: «Москвичи один тоннель построили (под Серебряным бором), и вот сейчас компания, которая нам предлагает свои услуги для составления бизнес-плана и сметы, занимается Орловским тоннелем в Санкт-Петербурге».

Кстати, столичная власть не исключает, что если тоннель будет построен на условиях концессии, то проезд по нему будет платным.

«Будет ли тоннель платный — это еще пока вопрос», — говорит Васильцов. Но при этом признается, что так было бы лучше — легче найти инвесторов. Правда, тут же сокрушается, мол, «в Украине нет законодательства о том, чтобы тоннели были платными, как и вообще дороги».

Конечно же, можно согласиться, что этот грандиозный тоннель — едва ли не самый рациональный способ спасти Киев от транспортного коллапса. Мало того, Киеву нужен не один такой тоннель!

И об этом нам говорили наши, назовем их так, не просто заинтересованные, но и искушенные в данной теме собеседники — политик, член Партии регионов, рьяный автолюбитель, исколесивший за рулем почти всю Европу, Тарас Чорновил и известный киевский архитектор, вице-президент Национального союза архитекторов Украины Георгий Духовичный.

«Тоннель развяжет транспортную проблему столицы как раз в значимом направлении — Чернигов—Львов, — считает Чорновил. — В любом случае Киеву нужно как минимум два больших тоннеля. Помимо запланированного до Левого берега, нужен тоннель, который бы заходил в землю с улицы Мельникова, а выходил бы где-то в районе моста Патона, то есть шел параллельно Днепру. Причем хорошо бы, если б было несколько расширенных выездов из-под земли на поверхность. А без этого киевские улицы постоянно будут заблокированы».

По мнению нардепа, проблем со строительством таких объектов в Киеве две.

Первая — решаемая, технологическо-финансовая. «Деньги, в конце концов, найдутся, организации строительные есть. А вторая — крадут много! Если бы меньше крали, дешевле бы это обходилось. Когда-то на Западе я обмолвился, сколько стоило построить мост во Львове. Назвал сумму — там за голову схватились. Сказали, что за эти деньги можно построить эстакаду через Альпы!» — рассказал Чорновил.

Однако не одно отсутствие тоннелей называют главной транспортной проблемой Киева. Как ни банально, но это — поведение водителей на дорогах. И далеко не факт, что в новых тоннелях, даже при всех соблюденных нормах безопасности, не возникнет проблем с «человеческим фактором». Удастся ли перевоспитать водителей? Наши собеседники полагают, что с этим справятся только… безумные суммы штрафов.

«Думаю, что пока дойдет до открытия этих тоннелей, можно будет все-таки как-то наладить систему ГАИ. Как раз пройдет несколько лет, — размышляет Чорновил. — Переучить? Да не удалось бы переучить и итальянских, и немецких водителей, если бы штрафы на дорогах не были такими высокими! Два-три раза заплатить по 100 евро — культура быстро появится! Если не доходит через голову, дойдет через другое место. Блокирование машин-нарушителей у выезда из тоннеля может быть неплохим «воспитателем». Хотя на первом этапе функционирования тоннеля он будет наверняка аварийно небезопасной территорией, нарочно будут пробки создавать.

Мировая практика вовсю демонстрирует целесообразность строительства таких тоннелей».

«Много ездил через горы в тоннелях. Могу сказать, что мощный тоннель с самым организованным движением — в Северной Италии. Такой же и, к примеру, автобан, который ведет от Зальцбурга (Австрия) в сторону провинции Венетто (Италия). Неплохие развязки в Сиднее и Мельбурне (Австралия). Города просто возродились после создания тоннелей! А до этого были сплошные пробки. Там очень хорошие выезды — в Киеве подобные будет сложнее обустроить, слишком все застроено, хотя, в принципе, реально и здесь найти такие места», — рассказал нам Чорновил.

Кстати, по его словам, он не может вспомнить, чтобы какие-то страшные аварии были в обычных городских тоннелях. Вот в горных — да: например, пожар около Шамоник под Монбланом, унесший жизни нескольких десятков туристов. Но ЧП было 10 лет назад, этот тоннель уже открыли снова. Там просто не было обеспечено нормальных средств пожаротушения, люди сгорели заживо.

Кстати, большинство тоннелей как в странах Европы, так и на других континентах — не только для легковых автомобилей. В Мюнхене, к примеру, тоннель открыт для всех, кто въезжает в город. Так же и в Сиднее, и в Мельбурне. Но, видимо, вариант «для всех авто» в первое время будет для киевских водителей сродни… крутому экстриму. «Даже на обычной трассе иногда страшновато, — признается Чорновил. — Фуру объезжаешь, триста раз подумаешь, что тому водителю в голову стукнет».

Более пессимистично на постройку тоннеля под речным дном в Киеве смотрит Георгий Духовичный. По его информации, разработка таких тоннелей корнями уходит глубоко в историю, и этой разработке уже более 70 лет! Только вот приступить к реализации никто не спешил.

«Этот тоннель, за исключением очень короткого участка, разработан концептуально для Киева институтом «Госметротоннельпроект» еще в 1944 году — в составе серии тоннелей и эскалаторных подъемов и спусков, — говорит Духовичный. — Всего было разработано 8 таких трасс. В свое время были разные варианты этого тоннеля — один из таких вариантов значительно проще того, который сегодня предлагается. Тоннель начинался на правом берегу столицы и уходил в склон в районе моста Метро. Выше, ниже, сбоку. Ведь и метро в Киеве начинали строить еще до войны.

А тоннелей в мире — масса, и никаких особых проблем их строительство и функционирование не вызывают. Только о какой Европе идет речь, если мы живем в каменном веке? Мы с Европой находимся в разных мирах! В Киеве не можем справиться, пардон, с заливаемыми дождями подземными переходами! Нам нужно примерять на себя совершенно не те объекты, которые мы примеряем. Этого не понимают власти — и это самое страшное. Вот в Малайзии, например, за 9 лет строят столицу под ключ!..»

Из последних знаковых инженерных объектов в мире архитектор называет виадук Мийон во Франции. Самый высокий виадук в мире. Высота — до 280 метров. Само собой, для постройки мостовых опор нужно было их сориентировать, и это было возможно только с помощью спутниковой навигации! Мост собирался методом надвигания двух участков полотна на опоры 1 600 м и 900 м. Когда их надвинули, несовпадение составило… 10 мм. Всего 10 мм! «Вы видели оконные откосы в наших квартирах?!» — эмоционально вопрошает Духовичный.

Так что, по мнению Духовичного, проблема строительства тоннеля совсем не в проблемных почвах да финансах… Но все же надежда на осуществление проекта есть даже у такого скептика, как наш собеседник.

«Днепр — не Ла-Манш. Тоннель не надо будет «тянуть» с двух сторон. Метро же вот строится под землей… Во всех развитых странах есть тоннели под реками, и никаких проблем нет, транспорт там исправно ходит. Другое дело, что есть определенные меры безопасности. Качество исполнения. Нужно взять обученных специалистов, а у нас таких нет! Где гарантия, что возьмут именно таких? Ведь у нас привыкли так: лучше поделить деньги и нанять кого попало, чтоб хоть какие-то норы рыли…»

Сразу почему-то вспоминается старый анекдот в тему.

Проводится тендер на прокладку тоннеля под Ла-Маншем (его, как известно, рыли с двух противоположных сторон, а потом состыковывали эти две части). Японские специалисты предлагают лазерный метод наведения и совпадения участков тоннеля — погрешность 3 мм. Называют свою цену. Американцы предлагают другой вариант — ультразвуковое прицеливание, несовпадение 30 мм, но стоимость работ ниже. Российская компания называет цену в 15 раз ниже. Им говорят: «Конечно, поручаем вам». — «А технология какая будет?» Те отвечают: «Одна бригада станет на одной стороне Ла-Манша, другая — на другой, прицелимся и начнем рыть». — «Так не совпадет же!» — «Ну, так у вас за те же деньги будет два тоннеля!..»

Предпроектные разработки предоставлены дирекцией строительства дорожно-транспортных конструкций коммунальной компании «Киевавтодор».

Присоединяйтесь к нашим клубам по маркам автомобилей. Напишите о своей машине, что нравится, что не нравится. А также на сайте можно задать любой вопрос другим автолюбителям.

Спасибо, что поделились ссылкой на эту страницу!

Комментарии Похожее Прокачки Просмотры

* Купить полис ОСАГО, миниКАСКО
** autopiter.ru - больше, чем запчасти
*** shinsale.ru - выкуп шин/дисков/колес
* Купить полис ОСАГО, миниКАСКО
** autopiter.ru - больше, чем запчасти
*** shinsale.ru - выкуп шин/дисков/колес