1. Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований и спецификаций на используемые продукты, производитель зачастую рекомендует и конкретные марки масел или дает ссылки на фирмы-производители смазочных материалов.
2. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации, недостаточно или они просто устарели или отсутствуют, то вам необходимо самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии, но при этом обратить внимание на:
– класс вязкости по SAE;
– класс качества по ACEA (CCMC) или API.
Для японских автомобилей и автомобилей американского происхождения существуют стандарты, такие как API SM, SL, SJ, и стандарт, принятый японо-американской ассоциацией автомобильной индустрии, – ILSAC (до 30 апреля 2005 г. это GF 3, в настоящее время GF 4). Масла данных стандартов, в том числе и запатентованные, имеют на упаковке маркировки, две круглые печат (маркировка API и маркировка ILSAC) и обязательное указание стандарта, к примеру, API SM/ILSAC GF4.
Что такое «SAE»?
Спецификация SAE (SAE – общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующим вязкость масел. Ни о качественных характеристиках масел, ни об их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.
Для примера разберем, о чем говорит обозначение SAE 10W-40 для моторных масел. Обозначение класс вязкости «10W» дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W – это начальная буква английского слова WINTER – зима). Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит, насколько легко, а самое главное, без негативных последствий, вы сможете запустить двигатель на морозе.
Класс вязкости «40» в нашем примере является так называемым «летним» классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя.
Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о сезонности данного масла (SAE 10W – зимнее сезонное масло, SAE 40 – летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере – SAE 10W- 40) говорит о всесезонности данного масла.
Как выбрать класс вязкости по SAE?
При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя вашего автомобиля. Если инструкция отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не новый и рекомендации в инструкции или уже устарели, или просто отсутствуют), то можно воспользоваться следующими рекомендациями.
При выборе так называемого «зимнего » класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется ваш автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями производителей автомобилей:
0W до –30°С и ниже
5W до –25°С
10W до –20°С
15W до –15°С
20W до –10°
25W до –5°С
Следуя этим рекомендациям, вы и ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и «заклинивание» во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного «голодания »), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.
Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется некоторое время для того, чтобы масляный насос прокачал масло по системе смазки, и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного «голодания», о котором упоминалось выше. Понятно, что при этом резко возрастают трение и износ. Таким образом, чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные масла класса «0W».
Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса «40» по SAE. Эта связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Эта задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и «заклинивания» в жару или во время длительного нахождения в «пробке» (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.
Как правильно выбрать класс качества моторного масла?
Существуют две наиболее распространенныеспецификации моторных масел по качеству:
– API – американского института нефти;
– АСЕА (ССМС) – ассоциации европейских производителей.
В настоящий момент спецификация API имеет следующие классы:
– для бензиновых двигателей:
SA, SB, SC, SD, SF – «устаревшие» классы;
SG, SH, SJ, SL, SM – действующие классы, т. е. те, требования по применени которых вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей, начиная примерно с 1989 года выпуска. Но даже если ваш автомобиль «старше» и в инструкции рекомендуется один из приведенных выше устаревших классов (например, SD или SF), нет необходимости искать масло именно с таким классом качества по API, имеющее, соответственно, далеко не самые совершенные характеристики. Недаром рекомендации производителя автомобиля звучат примерно следующим образом: «Рекомендуется моторное масло класса не ниже (например) SF по API. Таким образом, моторные масла самого последнего класса качества SM являются универсальными (с точки зрения API);
–для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п.:
CA, CB, CC, CD – устаревшие классы;
CF – действующий класс, который является универсальным (с точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т. п. Таким образом, с точки зрения API, масла, имеющие спецификацию SJ/ CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т. п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применение масел, удовлетворяющих только лишь требования одного из классов по API.
В отличие от API спецификация АСЕА учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях.
В настоящий момент спецификация АСЕА имеет следующие классы:
– для бензиновых двигателей:
А1, А2, А3;
–для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т. п.:
В1, В2, В3, B4.
Спецификации A1 и B1 – это специальные высококачественные маловязкие масла, применяющиеся в первую очередь для достижения максимальной топливной экономич ости. Применяются там, где этого требует производитель. Типичными производителями, требующими применения A1, В1, являются Ford, Chrysler, Mazda, последние модели Opel и VW и еще ряд других.
Масла, одновременно подходящие классам А3-96 и В3-96, имеют самые совершенные характеристики и применяются для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т. п. (независимо от года выпуска). Не следует обращать внимание на порядок написания «бензиновых» и «дизельных» спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA. Нет никакой разницы (с точки зрения применения масел для бензиновых или дизельных двигателей), в каком порядке написаны спецификации.
Например:
API SJ/CF означает то же, что и API CF/SJ; ACEA A3-96/B3-96 означает то же, что и ACEA B3-96/A3-96.
Ни о каком преимущественном применении для бензиновых или дизельных двигателей порядок написания не говорит.
У многих автолюбителей возникает вопрос: «Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как, например; SAE SM/CF или ACEA A3- 96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?». Конечно, можно. Слишком «хорошего» масла не бывает. Чем качественнее масло и чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно будет защищать даже самый «старый» или изношенный двигатель.
В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, «джипов», микроавтобусов применимы как для бензинового, так и для дизельного двигателя.
О применении каждого конкретного масла для бензинового или дизельного двигателя можно узнать по спецификациям API и ACEA (CCMC), которые оно имеет.
Как переходить с одной марки моторного масла на другую?
Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое), производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации. Во всех остальных случаях, а именно: – если неизвестна марка залитого в двигатель масла;
– если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла;
– если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т. п.;
– необходимо произвести «промывку » двигателя.
Что касается «промывки», то необходимо учитывать, что:
во-первых, необходимость в промывке возникает не тогда, когда масло в двигателе кажется «слишком темным и вы думаете, что двигатель «грязный». Как раз наоборот, случается, что в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми «моющими» свойствами и его необходимо поменять;
во-вторых, если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то отмыть его полностью удастся только при полной разборке двигателя. Никакая, даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость не справится с этой задачей.
Если же неизвестно, какое масло было залито ранее и каков пробег автомобиля на этом масле, можно рекомендовать предварительную промывку масляной системы. Рекомендуется промывать двигатель концентрированным промывочным маслом Flushing oil (емкость 1 баночки – 350 мл) ведущих зарубежных производителей, содержащим вещества, удаляющие вредные продукты износа и коррозии металла, застарелое окислившееся масло. В результате его применения улучшается эффективность работы двигателя.
Чем отличается синтетическое масло от минерального?
Отличие состоит в основном в молекулярном строении базы (основы) масла. В процессе производства синтетических масел «строятся» (синтезируются) молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами. Синтетические масла, в отличие от минеральных, имеют максимальную химическую и термическую стабильность.
Химическая стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не происходит каких-либо химических превращений (окисления, парафинизации и т. п.), ухудшающих его эксплуатационные характеристики.
Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках. Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.
В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?
Проблемы, связанные с переходом на «синтетику», возникают обычно в случаях, когда ранее использовались некачественные масла, нарушались рекомендованные интервалы замены или имело место попадание в масло посторонних веществ, таких как, например, охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и пр. При этом в двигателе могут появиться значительные отложения.
Обычно одновременно наблюдается частичная или полная потеря эластичности (вплоть до растрескивания) уплотнительных элементов (сальников, маслосъемных колпачков).
В отличие от минеральных масел, которые «моют» отложения в двигателе постепенно, слой за слоем, синтетические масла (благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности) вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов, работе в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу из строя двигателя. Аналогично в зоне сальниковых уплотнений (в том числе и из микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все отложения и, в случае потери эластичности сальников, синтетическое масло, расчистив предварительно себе «дорогу», будет вытекать из двигателя.
Таким образом, применение синтетических масел не рекомендуется в следующих случаях: – при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя;
– если уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки и пр.) потеряли эластичность и (или) имеют микротрещины (необходимо заменить сальники);
– в период обкатки для двигателей, требующих обкатки, т. е. «полезного износа», с целью приработки пар трения. То же касается и двигателей после капитального ремонта. В этих случаях обкатку необходимо произвести на качественном минеральном масле, после чего можно переходить на «синтетику»;
– в роторно-поршневых двигателях. Во всех остальных случаях применение синтетических масел не только ни в коем случае не повредит даже «старому» и изношенному двигателю, а наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит максимально возможный срок службы.
Как производить переход на использование синтетического моторного масла?
Если есть опасения, что при переходе на «синтетику» могут возникнуть проблемы, то следует придерживаться следующих рекомендаций:
– сначала оценить состояние двигателя, т. е. проверить наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются подтекания масла, то переход на «синтетику» невозможен до ликвидации причин, их вызывающих;
– если в двигателе имеются значительные отложения – «промыть» масляную систему двигателя;
– если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то переход на «синтетику» лучше отложить до ремонта двигателя и замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла и проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно переходить на использование синтетических продуктов.
Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?
АКП у каждого из производителей авто имеет свою сложную специфическую структуру, и каждый производитель выпускает свою трансмиссионную жидкость (ATF), идеально подходящую для его автомобилей. Для производства разных типов муфт (сложная муфта, блокировочная муфта) изготовители используют разные материалы, формы, адгезивы, соединительное давление, соединительную скорость для разных моделей автомобилей. Поэтому существует классификация ATF стандартов DEXRON (принятый компанией General Motors) и MERCON (принятый компанией Ford), характеризующая степень вязкости, индекс вязкости, долговечность, износоустойчивость жидкости. В отношении же таких характеристик, как коэффициент трения, специфика трения используемых механизмов существуют большие расхождения, поэтому для этого необходима специальная жидкость.
Таким образом, если использовать ATF, не рекомендуемую производителем из-за несоответствия коэффициентов трения, могут возникнуть перебои при вращении, а значит, существует опасность недостаточного ускорения из-за проскальзывания сцепления. Впоследствии сократится срок службы сцепления, произойдет преждевременное ухудшение качества ATF из-за повышения температуры и т. д. Следовательно, необходимо использовать именно тот тип ATF, который установлен производителем. При доливке необходимо также помнить, что жидкости разных цветов не совместимы.
Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?
Большинство производителей требуют применения для системы охлаждения охлаждающей жидкости, состоящей из 50% концентрата антифриза на основе этиленгликоля и 50% воды определенного качества (можно рекомендовать использование для этой цели дистиллированной воды). При этой концентрации температура замерзания будет составлять минус 35-40 градусов Цельсия. Рекомендуется также менять охлаждающую жидкость не реже, чем 1 раз в 2 года или после определенного пробега.
Здесь можно дать следующие рекомендации:
– не рекомендуется смешивать жидкости разных марок. Это может привести к снижению защитных свойств антифриза;
– нельзя смешивать антифризы разных цветов;
– в случае необходимости для доливки лучше использовать обычную воду, контролируя при этом плотность получаемой смеси для определения температуры замерзания.
Взаимозаменяемы ли тормозные жидкости?
Взаимозаменяемыми являются тормозные жидкости, имеющие спецификации DOT 3 и/или DOT 4. Жидкости, имеющие спецификацию DOT 5, взаимозаменяемы только между собой.
*
Комментарии
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи