С нового года таможня не будет выдавать ПТС на машины, не соответствующие экологическим стандартам «Евро-3». Эксперты убеждены, что за нововведение будут расплачиваться автомобилисты – со следующего года ожидается серьёзный рост цен на бюджетные модели.
Проверить экологический класс
С 1 января Федеральная таможенная служба (ФТС) России не будет выдавать паспорта транспортного средства (ПТС) при ввозе в страну автомобилей экологического стандарта «Евро-2» и ниже. «В соответствии с постановлением правительства от 12 октября 2005 г. №609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вводится экологический класс 3 («Евро-3»)», – говорится в пресс-релизе ФТС России.
Таможенники предлагают автолюбителям самостоятельно проверить экологический класс транспортного средства с помощью официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии www.gost.ru/wps/portal. Для того чтобы отыскать в базе автомобиль, необходимо знать его идентификационный номер (VIN), марку и год выпуска.
Если экологический класс машины определить не удалось, придётся обратиться в органы по сертификации, проводящие работу по подтверждению соответствия требованиям специального технического регламента. Их адреса есть в каждом федеральном округе на сервере ФТС России в разделе «Информация для участников ВЭД» www.customs.ru/ved_info/baza.
Поток дешёвых и старых иномарок обмелеет
По замыслу чиновников, новые требования к ввозимым автомобилям позволят выполнить сразу несколько задач. Ограничение будет фильтровать поток старых машин в РФ. Сейчас, по данным аналитического агентства «Автостат», около половины машин российского автопарка старше 6 лет. Закон коснётся почти всех автомобилей старше 5-7 лет. А главная задача новых экологических стандартов – отсев серого импорта. На рынке «бэушных» машин более 80% – подержанные японские модели, которые приезжают в страну с Дальнего Востока. Старенькие «Мазды» и «Хонды» идеально подходят для непростых российских дорожно-климатических условий. При этом по цене они сопоставимы с новыми «Жигулями» и «китайцами». Примечательно, что в восточных регионах страны на одни «Жигули» приходятся три праворульные «Тойоты».
За счёт запрета на ввоз машин «Евро-2» и ниже в правительстве рассчитывают поддержать спрос на недорогие модели отечественной сборки. У тех, кто собирает машины в РФ, нет издержек на перевозки и больше шансов назначать конкурентоспособную цену.
Таким образом, через неделю широкий поток дешёвых и старых иномарок, ввозимых в страну, серьёзно обмелеет. Это касается машин, выпущенных в Европе до 1999 года. Именно тогда в ЕС был введен стандарт «Евро-3». На практике это означает, что в дешёвом ценовом сегменте рынка будет находиться почти исключительно продукция отечественного автопрома.
Однако дешёвой эту нишу можно назвать лишь с большим допуском. Соотношение цена–качество у европейской «восьмилетки», если она из хороших рук, лучше, чем у большинства наших машин, только что сошедших с конвейера. К тому же отечественные автомобили начали дорожать уже сейчас, поскольку новый стандарт распространяется и на российские заводы. С 1 января они также должны выпускать продукцию, сертифицированную по «Евро-3». Два завода уже объявили о росте цен на свои автомобили с нового года: АвтоВАЗ оценит свои модели в среднем на 2% дороже, а Ульяновский завод повышает стоимость относительно популярной модели «Hunter» на 5 тыс.руб.
Эксперты убеждены, что отрезав от России поток подержанных авто, в правительстве создают благоприятные условия для неконтролируемого роста цен.
Негатива всё-таки больше
Опрошенные эксперты видят как положительные, так и отрицательные эффекты от введения «Евро-3». Но негатива, по их мнению, всё-таки больше. «Новый стандарт избавит нас от устаревших в экологическом плане иномарок, но приведёт к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, – заявил первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон. – И это может ускорить рост цен на отечественные модели. Нашему автопрому нужны инвестиции, но собственных средств на эти цели у него нет. Вполне реально, что инновации будут финансироваться за счёт потребителей конечной продукции».
«Если наши автозаводы существенно повысят цены на свою продукцию, это даст дополнительный стимул для выхода на российский рынок новых игроков, – продолжает эту мысль председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – В первую очередь это активно развивающийся китайский автопром». По словам эксперта, китайские производители уже в ближайшем будущем способны к резкому повышению качества продукции при сохранении низкой цены.
Отметим, что стандарт вредных выхлопов «Евро-3» будет действовать в России всего 2 года. В 2010 году предусмотрен переход уже к «Евро-4», который был принят в Евросоюзе в 2005 году. Это сулит нам не только ещё одно сокращение старого импорта, но и по-настоящему грозит серьёзными трудностями отечественному автопрому. Нынешний экологический переход всё же не требует капитальных изменений в конструкции наших авто, и в принципе идёт безболезненно для крупных заводов. Но для «Евро-4» нужны более серьёзные доработки, вплоть до полной смены двигателя. Это потребует серьёзных денежных вливаний, что неминуемо вновь отразится на цене.
По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, наш автопром новый стандарт, скорее всего, просто не потянет. «Грядущий переход на «Евро-4» заставит заводы отказаться от старых моделей. Так что в прежнем виде наш автопром уже существовать не сможет», – прогнозирует специалист.
По материалам «Газеты.Ru», Новых Известий» и «Коммерсанта» , "Авторынок Калининграда", №51 от 25.12.2007
Комментарий эксперта по сертификации продукции автомобилестроения ООО «Центр сертификации» Олега Кочемазова:
- С 1 января 2008 года нельзя будет получить ПТС на ввезённый из-за границы автомобиль, если норма его выхлопов не соответствуeт стандарту "Евро-3". Эти требования более жёсткие, чем "Евро-2". Здесь учитываются не только нормы выброса отработанных газов, но и уровень шума. Если в документах на авто нет соответствующей отметки об экологическом классе, будет проводиться их экспертиза с опорой на доступные базы данных на уже ввезённые машины, получившие сертификаты соответствия и одобрения типа транспортного средства (на территории РФ прошедшие испытания по разным параметрам и проверку на безопасность) и на доступные базы данных официальных дилеров. Информация о выданных сертификатах соответствия Специальному техническому регламенту и одобрениях типа транспортного средства имеется на сайте Ростехрегулирования - www.gost.ru.
Стандарту «Евро-3» соответствуют почти все машины, произведенные на территории Евросоюза с 1 января 2001 года. Сложнее дело обстоит с автомобилями, ввезёнными из Японии и Америки. Как правило, в таких случаях нужна экспертиза документов – там у производителей другие методы испытаний.
Тем, кто решил купить автомобиль, стоит ознакомиться с информацией на сайте Ростехрегулирования, где в базе данных имеется реестр уже выданных сертификатов. Кстати, этой информацией пользуются сами таможенники, так что наша помощь нужна, когда информации об автомобиле они найти не смогут.
*
Комментарии
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи