matrasport.info, netcarshow.com
Покинувшая авторынок 5 лет назад аэрокосмическая фирма Matra успела оставить свой звездный след
В коллекции Renault (огромном хранилище из более чем 600 авто, что расположен во Флан под Парижем) можно найти среди раритетов и странного вида Renault Espace c гоночными опциями. Представители фирмы с гордостью вспоминают, что он был создан в в сотрудничестве с аэрокосмической фирмой Matra. Впрочем, на счету Matra - не только гоночная версия.
Matra (Mechanic Aviation Traction) была основана незадолго перед Второй Мировой войной в качестве авиастроительной фирмы. В войну она счастливо оказалась на юге Франции, не занятом немцами, где распоряжалось правительство Виши. В итоге фирма спокойно развивалась, и после Второй Мировой активно включилась в авиаракетную индустрию. Надо ли говорить, что в последующие десятилетия фирма взлетела вслед за отраслью.
Однако в начале 60-х годов хозяевам Matra и целого космоса показалось мало, и они приобрели фирму Rene Bonnet, выпускавшую спорткары с двигателями от Renault.
Дело в том, что Matra просто переполняли технологии, которые вполне можно было применить и на гражданке (кстати, специалисты по аэродинамике стоят дороже племенных футболистов). Да и при всем расцвете гонки вооружений, Матра жила с контрактов, штуки непостоянной, так что фирма рада была диверсифицировать ремесло (дабы не сосать лапу от голода в грустные дни, когда конкуренты обходили матровцев в хлебных коридорах военных ведомств). А на авторынке было чем поживиться: процветание докатилось до Европы и сломало классовые барьеры, так что на спорткарах стала ездить не только кучка аристократов, но целые полчища французов: киношников, рекламистов, дизайнеров, и просто плейбоев.
Так на свет в 1964 году появился первый спорткар от Matra Bonnet Djet 5. Совсем скоро он был преподнесен Юрию Гагарину, объезжавшему с визитом французские заводы - с Советским Союзом французы тогда дружили.
Djet - 5 имел характерные миндалевидные фары, входившие в моду на европейских и французских машинах, кузов купе и, понятно, аэродинамические претензии. Машина была обильно остеклена, так что казалось, что ее венчает растекшийся на солнце колпак пилотской кабины. Таких авто с 1,1 литровым движком Renault-Gordini было выпущено свыше 900. Первым же дорожным спорткаром стала следующая модель Matra-530. На этот раз дизайн был целиком от Matra, а размещенный по центру двигатель V4 - от Ford. Машина отличалась сумасшедшей аэродинамикой, однако большого коммерческого успеха не имела. К счастью для фирмы оставались ещё ракеты и спутники, так что неунывающая Matra совместно с SIMCA в 1972 году вывела на рынок модель Bagheera - новое трехместное купе с двигателем объемом 1442 см3, отличавшееся всеми чертами семидесятых. Приземистый обтекаемый снаряд был тупо обрезан спереди плоской полоской радиатора. «Багира» положила начало кооперации с Chrysler Europe, чьим активом стали SIMCA, Talbot и др. Вслед за ней последовал более скромный автомобильчик Talbot-Matra Rancho, паркетный внедорожник с приводом на два колеса и пластмассовым кузовом.
Считается, что это была предтеча позже расплодившихся европейских SUV.
Именно инвестиции Chrysler позволили в 1981 г. вывести на рынок и ещё один спорткар стильную Мурену (Murena) уже с 2,5 литровым двигателем. И все бы может и хорошо да головной американский Chrysler совсем потерял голову и оказался на грани банкротства, так что в 1978 г., выкручиваясь сбыл европейские активы с рук от греха французскому гиганту Peugeot-Citroen. Matra уже привыкла к субподряду, так что трудясь с новыми партнерами Матра начала разработку минивэна - однообъемника под механику Peugeot. Как раз в это время к власти пришло социалистическое правительство Франсуа Миттерана. Началась национализация крупнейших французских ТНК и военных фирм. Под горячую руку попала и Матра, однако хозяину фирмы Жану Лагардеру по сути удалось отбиться. Протестуя против разделения фирмы на гражданскую и военную части, он сотоварищи добился сохранения структуры компании, хотя 51 % акций и попал в руки государства. Возможно огосударствление, отпугнуло Peugeot, но зато вскоре сделало новым партнером Matra госконцерн Renault. Он фактически и взял под патронаж автоветвь Matra в 1983 году.
Вообще изначально Espace начинался как Matra P11 и виделся в качестве замены Matra Rancho. В нем было много от дизайна SIMCA и двигатель от Talbot. Концепт Espace так понравился Renault, что вскоре его снарядили их двигателем, водрузили на шасси от Renault 18 и отправили на доработку. Именно Matra в сотрудничестве с Renault и построила следующие первые три поколения Espace. Живя с ракет и спутников, накрепко обеспеченная госзаказом Matra спокойно строила авто на заводе в Рономартене вплоть до начала XXI века.
Увы, новое тысячелетие продиктовало свои правила. Renault перестало быть госкомпанией и полностью перевело под себя проект Espace.
От такого горя Matra попыталась продвинуть модель Avantime, но она оказалась непродаваемой. Тогда менеджеры фирмы попытались продвинуть ее на Британские острова для чего вступили в переговоры с MG Rover, вступавшим в свою агонию. Ни к чему путному это не привело, так что в 2003 г. собственная линия Matra нашла свое завершение. Однако, французам удалось совершить неплохой марьяж. Гражданская часть продалась итальянской Pininfarina и стала французским отделеним глобальной технологической империи. Так что некий еврохэппиенд в саге о Matra все-таки есть. Что говорить единый объем - одна из любимых тем в концептах начала XXI века. На Renault, вспоминая историю с однообъемниками законно отмечают, что всю механику на Espace сделали они, да и не заинтересуйся они тогда проектом он бы мол вообще умер. К тому же там напоминают, что вся идея однообъемника была воплощена в макет впервые в Renault, что видно по одному из образцов 1961 года.
Правда, справедливости ради отечественные дизайнеры, как например, А. Долматовский видели в однообъемниках будущее ещё раньше в 50-х годах.
Они успешно рисовали эти прозрачные машин с вращающимися креслами, и даже пытались воплотить их в макеты, но дело, как и у французов, тогда не пошло. То, что на Matra таки пробили идею, делает им честь.
*
Комментарии
Оставить комментарий
Другие темы
Похожие записи